План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста
План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста может включать следующие структурные компоненты:
Задачи деятельности учреждения образования на учебный год.
Научнометодическое обеспечение (перечень учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных Национальным институтом образования).
Взаимодействие с семьями воспитанников (формы и содержание работы по повышению психологопедагогической компетентности родителей и включению их в образовательный процесс).
В соответствии с должностными обязанностями, определенными ЕКДС, воспитатели дошкольного образования должны изучать условия жизни и воспитания воспитанников, а также планировать, организовывать и проводить воспитательную, образовательную и оздоровительную работу, направленную на разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями при реализации образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.
Индивидуальная работа с воспитанниками (содержание работы по образовательным областям учебной программы дошкольного образования на основе ежедневных наблюдений педагогического работника и с учетом результатов детской деятельности. Коррекционноразвивающая работа планируется и осуществляется педагогомпсихологом, учителемдефектологом).
Закаливание (основные виды закаливания планируются с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения дошкольного образования).
Двигательная активность (содержание мероприятий распорядка дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на 1й и 2й прогулках, активный отдых).
Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие), планируется по образовательным областям на основе расписания игр, занятий на каждый день недели в соответствии с учебным планом учреждения дошкольного образования, учебными планами специального образования на уровне дошкольного образования. Определяются тема и цель деятельности в течение недели. В содержание планирования включаются: образовательная область и вид занятия, тема занятия, программные задачи, источники планирования. Планирование специально организованной деятельности в разновозрастной группе осуществляется в соответствии с общими требованиями, но имеет определенное своеобразие.
При планировании фронтальных форм работы следует учитывать различие содержания (по степени трудности) и продолжительности деятельности детей каждого возраста. Необходимо указывать программные задачи применительно к каждому возрасту; предусмотреть дифференцированные задания для детей, в том числе задания коррекционной направленности.
Нерегламентированная деятельность воспитанников (виды детской деятельности: общение, игра, познавательная практическая (предметная – в группах раннего возраста), художественная, элементарная трудовая).
В учреждениях образования рекомендуется часть структурных компонентов плана (годовые задачи учреждения образования; научнометодическое обеспечение; взаимодействие с семьей; индивидуальная работа с воспитанниками; закаливание; двигательная активность) разрабатывать на год, полугодие, месяц, а часть (специально организованная и нерегламентированная деятельность) – на каждый день недели месяца.
При планировании образовательного процесса в группах раннего возраста с целью качественной реализации содержания учебной программы дошкольного образования необходимо обеспечить повторность проведения занятий.
выписка из
Инструктивно-методического письма
Министерства образования Республики Беларусь
«об организации в 2019/2020 учебном году
образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью»
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
В разделе «Общение» планируются:
-
беседы (от 5 до 15 минут; индивидуально или с небольшой группой детей);
-
рассказы (из опыта);
-
коммуникативные ситуации;
-
этюды;
-
ситуации невербального общения;
-
объяснения;
-
пояснения;
В разделе «Игровая деятельность» планируются:
-
дидактические игры;
-
сюжетно – ролевые игры;
-
настольно – печатные игры;
-
словесные игры;
-
развивающие игры;
-
строительные;
-
народные;
-
компьютерные;
-
режиссерские
В разделе «Познавательно-практическая деятельность» планируются:
-
наблюдения;
-
опыты;
-
эксперименты;
-
обследование предметов, местности;
-
ориентирование: в пространстве (на себя, от себя, от объекта), на листе бумаги, на местности;
В разделе «Художественная деятельность»
планируются:
1. Художественно-речевая и театральная деятельность:
-
чтение и заучивание художественных произведений (потешек, стихотворений, сказок, коротких рассказов);
-
слушание художественных произведений в грамзаписи;
-
воспроизведение;
-
составление рассказов (творческих, описательных);
-
речевые упражнения;
-
знакомство с разными видами кукольных театров;
-
драматизация (с помощью фланелеграфа, настольного, пальчикового театров);
-
инсценировка;
2. Ознакомление с искусством и изобразительная деятельность:
-
рассматривание произведений живописи (картин либо репродукций), произведений станковой, книжной, прикладной графики (рисунки либо эстампы);
-
рассматривание народных игрушек, скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства;
-
отработка приемов рисования;
-
отработка техник изображения;
-
изготовление поделок (из природного, бросового материалов)
3. Музыкальная деятельность:
-
развлечения);
-
игра на музыкальных инструментах;
-
подготовка к праздникам;
-
слушание музыкальных произведений (народной, классической, современной музыки) в грамзаписи;
-
выполнение под музыку музыкально-ритмических движений
В разделе «Трудовая деятельность»
планируются:
-
самообслуживание;
-
хозяйственно-бытовой труд;
-
труд в природе;
-
совместный труд взрослых и детей (работа групповых кружком);
-
культурно-гигиенические навыки
СРЕДНЯЯ И СТАРШАЯ ГРУППА
В разделе «Общение» планируются:
-
беседы (от 5 до 15 минут; индивидуально или с небольшой группой детей);
-
рассказы (из опыта);
-
коммуникативные ситуации;
-
этюды;
-
ситуации невербального общения;
-
объяснения;
-
пояснения;
-
тренинги
В разделе «Игровая деятельность» планируются:
-
дидактические игры;
-
сюжетно – ролевые игры;
-
настольно – печатные игры;
-
словесные игры;
-
развивающие игры;
-
строительные;
-
народные;
-
компьютерные;
-
режиссерские
В разделе «Познавательно-практическая деятельность» планируются:
-
наблюдения;
-
опыты;
-
эксперименты;
-
составление схем-моделей;
-
обследование предметов, местности;
-
ориентирование: в пространстве (на себя, от себя, от объекта), на листе бумаги, на местности;
-
составление плана действий (когда один дома, потерялся, как вести себя при пожаре и т.д.)
В разделе «Художественная деятельность»
планируются:
1. Художественно-речевая и театральная деятельность:
-
чтение и заучивание художественных произведений (потешек, стихотворений, сказок, коротких рассказов);
-
придумывание загадок, сказок;
-
слушание художественных произведений в грамзаписи;
-
воспроизведение;
-
составление рассказов (творческих, описательных);
-
речевые упражнения;
-
знакомство с разными видами кукольных театров;
-
драматизация (с помощью фланелеграфа, настольного, пальчикового театров);
-
инсценировка;
-
подготовка спектаклей
2. Ознакомление с искусством и изобразительная деятельность:
-
рассматривание произведений живописи (картин либо репродукций), произведений станковой, книжной, прикладной графики (рисунки либо эстампы);
-
рассматривание народных игрушек, скульптур (малых форм, монументальная, станковая, декоративно-парковая), предметов декоративно-прикладного искусства;
-
рассматривание зданий разной архитектуры; знакомство с разновидностями дизайна (ландшафтный дизайн, дизайн интерьеров помещений, дизайн одежды, игрушек, дизайн упаковки и печатной продукции);
-
изготовление (совместно с воспитателем) коллажей, декораций, костюмов, атрибутов (к игре, спектаклю, утреннику, развлечению);
-
отработка приемов рисования;
-
отработка техник изображения;
-
изготовление поделок (из природного, бросового материалов)
3. Музыкальная деятельность:
-
развлечения);
-
игра на музыкальных инструментах;
-
подготовка к праздникам;
-
слушание музыкальных произведений (народной, классической, современной музыки) в грамзаписи;
-
выполнение под музыку музыкально-ритмических движений
В разделе «Трудовая деятельность»
планируются:
-
самообслуживание;
-
хозяйственно-бытовой труд;
-
труд в природе;
-
ручной труд;
-
совместный труд взрослых и детей (работа групповых кружком);
-
культурно-гигиенические навыки